Отстоять свои права как потребителя в современном мире довольно непросто. Если вы недостаточно хорошо знаете закон прав потребителей, возврат товара в магазине, даже будучи законным, может доставить сложности. Учитывая это, а также то, что современный потребитель довольно часто не проявляет активности в отстаивании своих прав, мы ставим целью в этой статье напомнить о том, на что потребитель имеет право и как он может законным образом добиться защиты своих прав.
Сначала обсудим общие правила возврата товаров. Так как все они делятся на продовольственные и непродовольственные, порядок возврата различен для каждой из этих групп.
Возврат продуктов
Вернуть продовольственные товары можно лишь в том случае, если они ненадлежащего качества. Под этим понимается истекший на момент продажи срок годности, испорченный товар, товар с посторонними примесями и ингредиентами, не указанными в составе. Всё это даёт основание для возврата товара и либо обмена его на аналогичный хорошего качества, либо возврат потраченных на него средств.
Разумеется, чтобы снизить риск покупки недоброкачественных продуктов, покупателю самому следует быть внимательным и обращать внимание на цвет, запах, упаковку и состав продукта, а также сохранять кассовый чек. Без чека вернуть товар тоже возможно, но для этого необходимо иметь свидетелей совершённой покупки.
Возврат непродовольственных товаров
Предусмотрена возможность возврата непродовольственных товаров надлежащего качества (в течение 14 дней после покупки), а также ненадлежащего качества (по гарантии). Закон о возврате товара ненадлежащего качества гласит, что при предъявлении покупателем требования обмена товара ненадлежащего качества, оно должно быть удовлетворено в семидневный срок. Если же факт недоброкачественности необходимо проверить, срок увеличивается до 20 дней. Если же необходимый для замены товар отсутствует у продавца, то срок продлевается до 31 дня. После обмена гарантийный срок на товар исчисляется заново, с момента получения потребителем другого товара.
Как видно, закон о возврате бракованного товара однозначно определяет право потребителя на его обмен. Рассмотрим подробнее, как происходит возврат такого товара.
Чтобы вернуть некачественный товар, вам необходимо прийти в магазин, в котором вы совершали покупку и составить письменную претензию, в которой указать наименование организации, которой она обращена, своё ФИО и контактные данные, а также суть претензии – что именно в купленном товаре вас не устраивает. Составляется данный документ в двух экземплярах, один из которых с подписью работника магазина остаётся у вас, а другой передаётся в магазин. К документу нужно приложить копию чека (если есть), гарантийного талона и технического паспорта.
Довольно часто при возврате товара требуют паспорт, особенно когда покупатель желает сделать возврат денег. Это вполне законно, поэтому не стоит возражать против предъявления документа.
Товары, не подлежащие возврату
Мы уже привыкли к тому, что любой купленный в магазине непродовольственный товар можно вернуть в течение 14 дней после покупки, если он не подошёл по размеру, расцветке, фасону, форме, габаритам или комплектации. Однако существует несколько групп товаров, которые не попадают под это общее правило. Итак, ниже вы увидите, какие товары не подлежат возврату.
1. Лекарственные препараты и товары для профилактики и лечения на дому.
2. Предметы личной гигиены.
3. Парфюмерия и косметика.
4. Швейные и трикотажные изделия.
5. Изделия, имеющие в своём составе полимеры и используемые в контакте с продуктами питания.
6. Бытовая химия, пестициды и т. п.
7. Бытовая мебель.
8. Ювелирные изделия, изделия из драгоценных и полудрагоценных материалов.
9. Средства передвижения (авто-мото-вело товары, плав средства, средства мелкой механизации сельского хозяйства).
10. Технически сложные бытовые товары с гарантийными сроками.
11. Оружие.
12. Животные и растения.
13. Непериодические издания.
Если ваш товар не входит в этот перечень, но в магазине вы получаете отказ от принятия на возврат, несмотря на то, что товар не был в употреблении, и имеет все заводские пломбы, упаковку и документы, то, скорее всего ваши права грубо попираются, и лучший способ их защитить – это жалоба в Роспотребнадзор по защите прав потребителей. Рассмотрим, как правильно оформить этот документ.
По правилам деловой переписки, факты должны излагаться лаконично. Поэтому после оформления «шапки» (наименование территориального органа Роспортебнадзора, ваши ФИО и адрес регистрации) и слова «Жалоба» по центру, сразу переходите к последовательному изложению фактов. Указывайте конкретные организации, в которых ваши права были нарушены и приводите нормативные акты, которые при этом не были соблюдены. Закончите написание датой и личной подписью, а к тексту документа приложите бумаги, доказывающие факт нарушения ваших прав (если таковые есть).
Как подать жалобу в Роспоребнадзор? Это просто – отнесите или отправьте свою жалобу в территориальный орган организации и ожидайте её рассмотрения. Ещё проще – подайте жалобу онлайн на сайте Роспотребнадзора.
Если вы сомневаетесь в том, имеете ли право вернуть товар или деньги за него, или не знаете, как отстоять свои права, не спешите опускать руки. Вы всегда можете получить компетентную консультацию юриста на всероссийском юридическом портале всего за 15 минут. Опытные правоведы подскажут, как написать заявление на возврат денежных средств, куда обратиться, если вам отказывают в возврате товара или не хотят возвращать деньги. С помощью наших юристов вы всегда будете уверены в своей правоте и сможете законно её отстоять. Неразрешимых ситуаций не бывает. Главное – не быть пассивным, не пускать всё на самотёк и помнить, что закон о защите прав потребителей, в том числе и закон о возврате денег за товар работает – нужно только не бояться использовать его в своих интересах.
Автор: Наталья Нечаева
21 июня 2017 г.