Абсолютно все знают о существовании закона о защите прав потребителей, но, к сожалению, в силу правовой неграмотности большинство потребителей до сих пор не понимает, как он работает и не стремится пользоваться им в своих интересах. В этой статье мы вкратце рассмотрим, какими правами наделён покупатель, когда возникает необходимость возврата товара.
Продовольственные товары
Продукты мы покупаем чаще всего, поэтому и ситуация, когда может потребоваться вернуть товар в магазин может возникать чаще. Как правило, основная причина возврата продуктов – ненадлежащее качество. По закону, покупатель может вернуть продовольственный товар, если истёк его срок годности на момент покупки, если, несмотря на актуальный срок годности, продукт испорчен или вызвал аллергическую реакцию. Также продукт можно вернуть, если в нём обнаружились не указанные в составе ингредиенты, или насекомые, а также любые другие посторонние предметы и вещества. Возврат некачественного товара – предусмотренное законом право любого потребителя.
Чтобы возврат был сделан быстро, лучше всего сохранить и предъявить чек о покупке. Если же его нет, то доказать факт покупки будет сложнее. Можно привлечь свидетелей покупки (если они есть), или попросить проверить купленный товар по его артикулу.
По желанию покупателя, продукт может быть заменён на аналогичный надлежащего качества, либо за него могут быть возвращены средства.
Возврат продовольственного товара надлежащего качества невозможен, если только покупатель не сможет доказать обратного. Однако для доказательства некачественности товара будет недостаточно только ощущений покупателя – понадобится экспертиза. Если в её ходе будет доказано, что товар всё же был ненадлежащего качества, покупатель сможет рассчитывать на возврат средств. При возврате некачественного товара, если он уже причинил вред здоровью потребителя можно добиться также возмещения ущерба, но для этого потребуется обращаться в суд и иметь доказательства того, что причиной ухудшения самочувствия стал именно купленный товар.
Возврат товара надлежащего качества без чека
Что же касается непродовольственных товаров, то их можно вернуть, даже если к их качеству нет никаких претензий. Законодательно установлен срок – 14 дней с момента покупки, в которые можно оформить возврат непродовольственного товара, если он не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Разумеется, для того, чтобы товар был принят на возврат, необходимо чтобы был сохранён его товарный вид, упаковка, заводские пломбы и т.д.
Гарантией возможности возврата товара является наличие кассового чека, но даже если его нет, это не значит, что возврат невозможен. Любой документ, в котором указана информация о продавце, например, гарантийный талон или технический паспорт может стать доказательством факта покупки. Даже если эта информация была указана на упаковке, она может помочь доказать факт покупки.
Кроме того, доказательством покупки могут послужить свидетельские показания тех, кто присутствовал при покупке. Например, это могут быть те, кто был с вами в магазине (друзья или родственники), а также сам продавец, если он вас запомнил. Если вы оформляете возврат товара на следующий день после покупки, вероятность того, что продавец вас запомнил, очень велика.
Для возврата товара вам необходимо будет написать заявление, в котором указать, какой именно параметр товара вас не устроил. Важно помнить, что если ваша цель – вернуть деньги, то достигнуть её получится лишь в том случае, если в магазине нет товара, соответствующего указанной вами характеристике.
Также следует знать, что законом предусмотрен перечень товаров, возврат которых невозможен. Среди них предметы личной гигиены, медпрепараты и определённое медоборудование, оружие, животные, растения и т. д. Так, невозможен возврат технически сложного товара надлежащего качества. Поэтому, прежде чем обращаться с требованием о возврате, проверьте, не входит ли купленный вами товар в перечень невозвратных.
Если при возврате товара выбран не обмен на аналогичный, а возврат средств, то важно знать, каковы установленные законодательством сроки для возврата денег. Если покупка совершалась дистанционно, то возврат средств должен быть осуществлён в течение 10 дней, если же товар был приобретён лично в точке продажи – то в течение трёх дней. При безналичном расчёте возврат денег на карту при возврате товара осуществляется в течение 30 дней с момента поступления заявления на возврат в систему.
Порой при попытке возврата товара, потребитель наталкивается на возражение со стороны продавца о том, что данный товар был продан со скидкой или уценён, поэтому не подлежит возврату или обмену. Однако это совершенно беспочвенное возражение, никак не подкреплённое законом. Довольно часто уценка делается именно для того, чтобы продать товар, имеющий брак или низкое качество, поэтому возврат крайне невыгоден для продавца. Однако вы имеете полное право осуществить возврат уценённого товара – алгоритм его возврата такой же, как у любого другого.
Если при попытке возврата товара вы столкнулись с трудностью или отказом продавца – не спешите сдаваться. Если вы сомневаетесь в том, имеете ли вы законное право на такой возврат, не стоит теряться в догадках и пытаться найти ответ самостоятельно. Обратитесь к специалистам всероссийского портала юридических услуг и получите ответ уже в течение 15 минут. На портале собраны только практикующие и компетентные юристы. Они бесплатно проконсультируют вас, как добиться исполнения своих прав потребителя или как правильно оформить возврат товара надлежащего качества в интернет-магазине.
Помимо прочего, на нашем портале вы найдёте полезные статьи на юридическую тематику, которые помогут вам всегда оставаться в курсе всех правовых изменений. Там вы сможете ознакомиться со статьями на тему банкротства, кредитных обязательств, гражданского права и т.д. Также вы сможете узнать, как оформить возврат электронного билета на самолёт, как получить свои деньги быстро при оформлении возврата и многое другое. Ждём вас на нашем портале.
Автор: Наталья Нечаева
17 июня 2017 г.