Россияне достаточно часто сталкиваются с фактами обмана в заведениях торговли или услуг. К сожалению, многие недобросовестные владельцы и сотрудники магазинов, торговых сетей, точек общественного питания и компаний, представляющих различные услуги, зарабатывают дополнительные деньги при помощи введения в заблуждение потребителей.
Стоит отметить, что насчитывается множество видов обмана потребителей.
Обсчет покупателей
Обсчет потребителей, пожалуй, можно назвать самым распространенным видом обмана. Более того, достаточно сложно доказать то, что продавец «ошибся» умышленно. Ведь он будет утверждать, что все произошло совершенно случайно.
Продажа фальсификата
Данный вид мошенничества тоже достаточно распространен. Молоко и пиво разбавляют водой, бензин – присадками, а дорогие товары смешивают с более дешевыми. Также часто на упаковке могут указать ингредиенты, несоответствующие действительности.
Недовес товара
В наше время большинство товаров, которые раньше взвешивали на весах, продаются в стандартных упаковках. Впрочем, сегодня довольно много продуктов продаются «на вес» – мясо, овощи, фрукты, крупы и многое другое. Продавцы нередко используют недовес, чтобы увеличить свою прибыль.
Продажа продуктов с истекшим сроком годности
Согласно законодательству, продукт с истекшим сроком годности необходимо списать. Однако недобросовестные продавцы пытаются продать такой товар во избежание убытков.
Реализация товаров с браком или дефектами
Если продавец обнаруживает, что товар имеет дефекты, он может поступить двумя путями – продать его со скидкой, предупредив о недостатках потребителя или скрыть дефекты, надеясь, что покупатель не вернет в магазин бракованный товар. Второй вариант является обманом потребителей.
Продажа опасного товара
Данный вид обмана несет большую угрозу потребителям и направлен на получение незаконно прибыли. Опасный товар может нанести ущерб здоровью и даже жизни людей.
Какие бывают последствия, произошедшие из-за обмана потребителя?
Обычно, нанесенный ущерб можно разделить на 3 вида: экономический, моральный и физический. Стоит отметить, что из-за обмана продавцов потребители теряют деньги, время, а иногда и здоровье. Как правило, обман потребителей происходит в таких сферах, как торговля, коммунальное хозяйство, общественное питание и предоставление различных услуг.
Как закон наказывает продавцов-мошенников?
Недобросовестные продавцы привлекаются к административной или уголовной ответственности, в зависимости от последствий совершенного деяния. Понести наказание могут физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели и руководители организаций.
При незначительном ущербе обман потребителей наказывается штрафом. Работники торговли (кассиры, продавцы, официанты и другие) выплатят штраф в размере 1-2 тысяч рублей. Столько же заплатят должностные лица. Для юридических лиц этот штраф может составить уже 10-20 тысяч рублей.
Если обман потребителей совершался в значительных и крупных размерах, то наказание ужесточается. В этих случаях продавец будет обязан компенсировать ущерб, нанесенный потребителям. Если обман был результатом сговора или продавец ранее привлекался за подобные деяния, наказание будет еще суровей.
Как бороться с обманом потребителей?
Эксперты признают, что качество торговли и предоставления услуг в России находятся на достаточно низком уровне. Нередко встречаются случаи мошенничества, обмана потребителей, продажи некачественного или просроченного товара. В таких случаях наиболее оптимальным методом борьбы будет обращение в Роспотребнадзор. Однако, стоит понимать, что одной жалобы будет недостаточно, так как для привлечения недобросовестных продавцов понадобятся неопровержимые доказательства их вины. Именно поэтому покупателям необходимо сохранять кассовые чеки и некачественный товар. Также потребитель имеет право пожаловаться на страницах «Книги жалоб и предложений». Обратите внимание на то, чтобы книга была пронумерована, прошита и снабжена печатью. На действия продавца или официанта можно пожаловаться напрямую руководству.
Если нарушение было серьезным (мошенничество или нанесение вреда здоровью потребителя), то к делу будут привлечены правоохранительные органы, а деяние будет рассмотрено в судебной инстанции. Судьи рассмотрят дело и вынесут наказание нарушителю.
Стоит отметить, что нередко обманутым потребителям может понадобиться помощь профессиональных юристов. Они смогут оценить ситуацию и наметить пути ее решения. Также специалисты обеспечат сбор доказательств (документы, показания свидетелей) и помогут подать жалобу в государственные органы. Если нарушение окажется достаточно серьезным, то юристы помогут составить грамотное исковое заявление и представят интересы потребителя во время судебного процесса.