Сегодня к услугам страховых компаний обращается огромное количество россиян. В большинстве своем, обычные граждане пользуются обязательным страхованием гражданской ответственности автовладельца (ОСАГО), страхуются на время зарубежных туристических поездок (страхование туристов) и приобретают полисы КАСКО. Также, банковские организации часто настаивают, чтобы кредиторы оформляли договор страхования жизни. Кроме этого, определенной популярностью пользуется медицинское страхование.
Что касается предприятий и компаний, то среди них популярны программы страхования имущества, предпринимательских рисков, а также жизни и здоровья работников.
В то же время, при наступлении страхового случая не все компании проявляют добросовестное отношение к своим обязательствам. Нередко можно увидеть попытки отказа от выплаты страхового возмещения, затягивание сроков выплаты или занижение суммы компенсации.
Чаще всего суды граждан со страховыми компаниями происходят по следующим причинам.
- Страховая компания затягивает сроки выплаты, отказывается платить или занижает сумму возмещения.
- Страховая организация взыскивает с гражданина, который был виновен в нанесении ущерба, страховое возмещение в процессе регрессного иска.
С чего начать судебный процесс со страховой компанией?
Прежде чем писать исковое заявление в судебную инстанцию и начинать разбирательство, необходимо проконсультироваться с грамотным юристом. Часто граждане ошибаются в оценке ситуации, подавая в суд в заранее проигрышной позиции. Поэтому, крайне важна хотя бы консультационная помощь специалиста. Кроме того, прежде чем начать судебный процесс, необходимо попытаться решить конфликт в досудебном порядке.
Для этого гражданину необходимо составить претензию на имя руководителя страховой организации. В данном документе необходимо изложить все обстоятельства дела, сделать отсылки к законодательным нормам и положениям страхового соглашения, а также потребовать выполнить законные требования гражданина по своевременной выплате ему полновесного возмещения. В бумаге должно содержаться указание на то, что человек будет вынужден обратиться в судебную инстанцию если его требования будут отклонены или проигнорированы.
Отправлять документ необходимо заказным письмом с уведомлением или лично съездить в головной офис или филиал страховой компании, передав заявление через приемную. Важно иметь при себе копию претензии, на которой секретарь поставит отметку о получении, а также зарегистрирует номер входящего письма.
Досудебный метод урегулирования конфликта со страховой компанией нередко дает положительный результат. Правда, здесь большое влияние имеет профессиональный уровень написания претензии. Если в претензии есть ошибки или неверно сделаны ссылки на законодательство, то страховщик может проигнорировать требования заявителя. Наоборот, если документ подготовлен по всем правилам и имеет «железную» аргументацию, то руководство страховой компании поймет, что имеет дело с подготовленным человеком, и скорей всего, пойдет навстречу. Поэтому, будет неплохо, если досудебную претензию напишет профессиональный юрист – так существенно возрастут шансы уладить конфликт без обращения в судебную инстанцию.
Стоит понимать, что данный этап не является обязательным. Гражданин может сразу обратиться в судебные органы. Однако, важно понимать, что попытка разрешить конфликт со страховой компанией в досудебном порядке обязательно будет учитываться судом. То есть, нежелание страховщика улаживать конфликт во внесудебном порядке будет однозначно расценено судьей не в пользу компании. И попытка досудебного урегулирования в этом смысле является одним из первых шагов к успешному разрешению данной ситуации.
Кроме того, важно понимать, что те или иные недостатки в работе страховой организации могут происходить по разным причинам. Бывает, что ошибка произошла из-за неопытности рядовых сотрудников. В таком случае письмо руководству быстро внесет ясность и конфликт будет улажен. Если же сами владельцы и руководители компании придерживаются недобросовестной политики, то конфликт неизбежно придется урегулировать в стенах судебной инстанции.
Какие документы нужно будет собрать для судебного процесса?
Как правило, для судебного процесса гражданину могут понадобиться следующие документы: паспорт, досудебная претензия, страховой полис, соглашение о страховании, квитанции об оплате, справка о ДТП, медицинские документы и результаты профессиональных экспертиз.
Если конфликт со страховой компанией происходит из-за разногласий по сумме выплаты, то гражданин имеет право привлечь к оценке ущерба независимых экспертов. Они составят профессиональное заключение, которое можно будет использовать во время судебного разбирательства.
Одна важная деталь – необходимо уведомить сотрудников страховой организации о том, что независимый эксперт будет производить осмотр автомобиля.
Судебная инстанция в ходе разбирательства будет досконально изучать заключения независимых экспертов. Обычно экспертиза требуется, когда спор со страховой компанией идет по поводу размера страхового возмещения. Если какие-то данные суд не удовлетворят, то судья может назначить судебную экспертизу, результаты которой будут также приобщены к доказательствам.
Справка о ДТП от правоохранительных органов обычно требуется если спор со страховой компанией происходит из-за урона, полученного в результате аварии. Если гражданин требует возместить ущерб здоровью, то в данном случае понадобится предоставление медицинских документов, подтверждающих диагноз, прохождение лечение и покупку медикаментов.
Как определить подсудность при споре со страховой компанией?
Иски к страховым организациям рассматриваются в судебных инстанциях общей юрисдикции. Однако, в зависимости от суммы иска каждое конкретное дело может быть рассмотрено либо в мировом, либо в районном суде. Чтобы определить полную цену иска, необходимо сложить предполагаемую страховую компенсацию, оплату всех проведенных экспертиз, почтовые и юридические услуги. Если полученная сумма не превышает 50 тысяч рублей, то нужно подавать исковое заявление в мировую инстанцию. Если общая цена иска выше данного лимита, то необходимо обращаться в районный суд.
Также, нужно помнить, что конкретную судебную инстанцию (куда нужно подавать исковое заявление) можно определить исходя из места регистрации головного офиса или филиала страховой организации. Это достаточно важный момент, так как если подсудность будет определена неправильно, то судебный орган может отклонить заявление.
Как правильно написать исковое заявление?
Самым разумным решением при подготовке к судебному процессу станет обращение к грамотному юристу. Он составит исковое заявление по всем правилам. Однако, гражданин имеет право самостоятельно написать данный документ и лично представлять свои интересы в судебной инстанции.
Исковое заявление состоит из нескольких обязательных частей, которые необходимо прописать в данном документе. Изначально в правом верхнем углу нужно указать судебную инстанцию, в которую подается исковое заявление. Там же необходимо указать, кто является истцом и ответчиком по данному судебному разбирательству. Важно указать и стоимость (цену) иска.
Далее следует, так называемая, описательная часть. В ней гражданин (или его представитель) должен подробно и лаконично, но без лишних эмоций описать обстоятельства спора со страховой организацией. Необходимо объяснить суть дела, сделав отсылки на конкретные нормы законодательства и положения страхового соглашения (номера соответствующих статей и пунктов). Также, важно предъявить требования к ответчику (в данном случае им является страховщик). Обычно истец требует, чтобы ему была выплачена своевременная полновесная страховая компенсация. Естественно, что сумма возмещения не может быть взята «с потолка». Она определяется путем соответствующих расчетов (сумма ущерба, произведенные траты и требование морального ущерба). В исковом заявлении важно будет объяснить, как производился расчет.
После того, как данная часть закончена, необходимо в исковом заявлении перечислить документы, которые истец намерен приложить к пакету документов. Гражданин может направить в судебный орган, как оригиналы, так и (заверенные нотариусом) копии. Обычно в перечень прилагаемых документов входят такие бумаги, как страховой полис и договор страхования, досудебная претензия (с подтверждением отправки и получения), заключения независимых экспертов, а также финансовые документы, подтверждающие расходы истца в рамках данного дела.
Важно понимать, что гражданину нужно предоставить максимально возможное количество необходимых документов, так как судебная инстанция выносит решение, опираясь на предъявленные сторонами бумаги.
Если часть документов находится в распоряжении страховой компании, то гражданин имеет право написать ходатайство о том, чтобы страховщики предоставили необходимые бумаги в распоряжения судебного органа. Если судья посчитает данные бумаги важными, то на основании данного ходатайства направит соответствующее требование в страховую организацию.
Исковое заявление должно быть подготовлено в двух экземплярах и направлено в судебную инстанцию. Одно заявление суд оставит себе, а второе направит в адрес страховой организации. После этого истцу и ответчику остается лишь ждать повестку на судебное разбирательство. Обычно она приходит в течение одного месяца.
Важно обратить внимание на то, что в случае несоответствия искового заявления нормам законодательства оно может быть возвращено. Так бывает, если человек неправильно определил подсудность или забыл поставить подпись в документе. После этого, человек может исправить ошибку и снова подать исковое заявление. Правда, некоторое время будет потеряно. Поэтому, по вопросу подготовки искового заявления стоит проконсультировать с грамотным специалистом.
Если гражданин решит самостоятельно отстаивать свои интересы в ходе судебного процесса, то ему необходимо будет подготовиться. Важно не только прочитать законодательные нормы (комментарии, разъяснения), относящиеся к данному вопросу, но и желательно изучить правоприменительную практику.
Важно понимать, что в штате страховых организаций обычно работает по несколько юристов, которые прекрасно знают страховое законодательство и готовы защищать интересы компании. Без серьезнейшей подготовки или помощи грамотного юриста выиграть процесс будет достаточно сложно.
Как происходит судебное разбирательство?
Обычно во время первого заседания происходит ознакомление с материалами дела. Обе стороны могут представлять дополнительные доказательства, привлекать других лиц к процессу, а также заявлять новые ходатайства. Возможно, страховая компания захочет внести возражения в иск или вручить отзыв. Также, не исключен вариант, что ответчик предложит заключение мирового соглашения.
В последующие заседания стороны предъявят свои аргументы, и судебная инстанция вынесет свой вердикт. Проигравшая сторона вправе его оспорить в суде более высокой инстанции и даже дойти до Верховного суда РФ.
Если апелляции не последовало, то граждан должен запросить в судебной инстанции исполнительный лист. Если страховая организация затягивает выплату необходимо обратиться в местный офис ФССП с данным документом. Судебные приставы должны будут помочь гражданину взыскать денежную сумму, присужденную судебным органом со страховой организации.
К каким юристам лучше обращаться?
Подходить к вопросу выбора юридического помощника нужно крайне осторожно. Дело в том, что в последние годы свои услуги гражданам предлагают многочисленные автоюристы. Но многие из них действуют весьма оригинальными методами, игнорируя интересы клиента. Так, некоторые автоадвокаты специально избегают досудебных методов урегулирования конфликта и затягивают время, чтобы заставить страховщика участвовать в судебном процессе. Благодаря этому нечистоплотные автоюристы получают больше денег себе «в карман». Поэтому, необходимо быть очень осторожным и не давать доверенность первому попавшемуся человеку, который обещает в короткие сроки решить все проблемы. Гораздо более разумным будет обращение к известным и проверенным юристам, которые дорожат своей репутацией.
Важно еще раз сделать акцент на том, что страховая организация имеет больше ресурсов, чем обычный гражданин и в ее штате имеются квалифицированные юристы, специализирующиеся на страховом праве. Если человек имеет достаточно приблизительное представление о юриспруденции, то он с большой долей вероятности может проиграть дело или выиграть, но получить значительно меньше того, что рассчитывал. Если же он обратится к профессионалам, то шансы на успех не только значительно возрастают, но и потребовать истец сможет больше (расходы, моральный ущерб, упущенную выгоду и другое).
Поэтому, если вы или ваши близкие попали в конфликтную ситуацию со страховой организацией, обязательно обратитесь за юридической консультацией к квалифицированным специалистам. Опытные юристы проанализируют дело, установят сильные и слабые стороны, наметят пути разрешения конфликта, подготовят досудебную претензию. Если дело дойдет до судебного разбирательства адвокаты подготовят исковое заявление, помогут собрать документы и доказательства, а также представят интересы клиента в ходе судебного процесса.