Если страховая компания не соблюдает свои договорные обязательства по отношению к страхователю, на неё налагается финансовая ответственность, в согласии с последней редакцией Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. Такая ответственность наступает в следующих случаях:

- Нарушение срока страховых выплат;

- Нарушение срока возврата страховой премии по договору ОСАГО.

Вышеупомянутым законом также регламентируется порядок и размеры начисления неустойки. Помимо закона № 40-ФЗ, взаимоотношения страховой компании и клиента на этапе истребования страховой выплаты регулирует также Гражданский кодекс РФ, который разъясняет понятия «неустойка» и «законная неустойка». Кроме того, ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» № 4015 определяет порядок страховой деятельности в общем, а ФЗ «О внесении изменений…» № 223-ФЗ определяет новые правила начисления неустойки с 2014 года.

Когда клиент имеет право на неустойку

Неустойка по ОСАГО – это один из видов обеспечения исполнения обязательств. Таким образом, если страховщик отказывается выполнять взятые на себя обязательства, то он наказывается дополнительным обязательством в виде наложения финансового взыскания. Чем дольше страховая компания будет затягивать с исполнением обязательств, тем большей будет сумма взыскания.

С момента подписания страхового договора, компания-страховщик принимает на себя обязательства возместить своему клиенту ущерб, нанесённый его транспортным средством в случае аварии. Закон № 40-ФЗ определяет для страховой 20- дневный срок, в который соответствующая выплата должна быть произведена, либо должно быть выписано направление для ремонта транспортного средства за счёт страховой компании, либо должен быть дан обоснованный отказ. Отсчёт 20 дней следует вести с момента подачи письменного заявления о выплате компенсации в страховую компанию. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие наступление страхового случая.

Если в установленный срок страховщик не выполняет свои обязательства, клиент вправе рассчитывать на выплату неустойки по ОСАГО.

Расчёт размера неустойки

Порядок расчёта неустойки в случае нарушения страховой фирмой своих обязательств подробно описан в положениях закона № 40-ФЗ. 21 пункт 12 статьи закона определяет, что за каждый день просрочки подлежит взысканию сумма в размере 1% от всей суммы страховой выплаты в зависимости от того, какой был причинён ущерб каждому потерпевшему. Рассмотрим этот принцип на простом примере.

Допустим, вы заключили договор страхования, который предусматривает требования о выплате страхового возмещения в размере 300 тысяч рублей. Тогда ежедневная сумма неустойки – 1% будет равна 3000 рублей. Если срок задержки составит 10 дней, то вы сможете получить неустойку в размере 30000 рублей.

Если был нарушен срок выдачи направления на ремонт, неустойка рассчитывается, исходя из общей стоимости ремонта автомобиля, учитывая его износ, либо же исходя из размера положенной страховой выплаты по ОСАГО.

Расчёт неустойки продолжается до дня фактической выплаты.

В 16 статье Закона № 40-ФЗ указан максимальный размер страховой суммы, в зависимости от степени причинённого ущерба. В 1 пункте статьи определено, что если возмещается вред, причинённый жизни или здоровью, максимальная сумма выплаты составит 500 тысяч рублей, имуществу – 400 тысяч рублей.

Если страховой фирмой нарушается срок возврата страховой премии, неустойка, в согласии с тем же законом, также составит 1 % от суммы этой премии, установленной по договору. Как и в случае со страховой выплатой, неустойка выплачивается за каждый день задержки.

Общими правилами определено, что максимальная выплата по неустойке не может превышать размера самой страховой премии.

Как взыскивается неустойка по ОСАГО

Прежде всего, необходимо направить в страховую компанию правильно оформленную письменную претензию с требованием о выплате неустойки, и подтверждающими факт наличия задержки документами. В письменном заявлении указывается расчёт размера неустойки и реквизитами для выплаты требуемых средств. Если претензионный порядок решения вопроса не окажет никакого воздействия, клиент вправе обращаться в суд.

В суд необходимо направить исковое заявление, в котором перечислить требования по возмещению основной суммы и суммы неустойки. Правильно оформить всю необходимую документацию для направления претензии или искового заявления вам помогут наши юристы. Обратиться к ним можно в любое время суток, и они с радостью подробно ответят на ваш вопрос за 15 минут в режиме онлайн.

Автор: Юридическая Платформа
17 декабря 2017 г.
актуальных юридических новостей и статей из авторского блока!