Для того чтобы бизнес был законным, необходимо создать и зарегистрировать юридическое лицо. Для этого вначале нужно выбрать организационно-правовую форму будущего предприятия, после чего собрать необходимые для получения регистрации документы и поставить юридическое лицо на учёт в налоговой службе по месту регистрации. Всё это требует немалого количества времени, а также внимательного и ответственного подхода. Процедуру государственной регистрации выполняет налоговая служба, опираясь на действующее законодательство.
Сначала налоговая служба рассматривает заявку и прилагаемый пакет документов на соответствие государственным нормам. Если всё соответствует, она выдаёт регистрацию, что, в свою очередь, даёт полное право на законную деятельность юридического лица. Порядок и сроки рассмотрения подробно регламентированы законодательными нормативно-правовыми актами.
Законодательная база
Процесс регистрации и ликвидации юридических лиц регламентирует ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 2001 года. Из данного документа можно узнать, каков порядок постановки на учёт, перечень необходимых для регистрации документов, а также каковы сроки регистрации. Кроме того, в законе прописаны правила регистрации индивидуальных предпринимателей (ИП), обществ с ограниченной ответственностью (ООО), а также других юридических лиц.
Помимо прочего, в законе подробно и ясно прописана ответственность за разного рода нарушения в данной сфере, включая изменение вида ЮЛ, отказ в регистрации, а также оговорена процедура ликвидации юридического лица при необходимости.
Необходимые для регистрации документы
Для рассмотрения заявления на регистрацию юридического лица, в налоговый орган подаётся определённый пакет документов. В него входит:
- 1. Заявление о государственной регистрации по форме Р11001.
- 2. Решение о создании юридического лица.
- 3. Учредительные документы в двух экземплярах.
- 4. Документы, подтверждающие юридический адрес.
- 5. Квитанция об уплате госпошлины (4000 рублей).
Этот перечень документов актуален при регистрации ИП. Для регистрации ООО дополнительно потребуется протокол собрания учредителей, с указанным там, помимо прочего, порядком формирования уставного капитала. Кроме того потребуется договор о создании коммерческой организации – к моменту регистрации он уже должен быть заключён.
В случае, когда документы подаёт представитель фирмы или иное уполномоченное к этому лицо, он должен представить нотариально заверенную доверенность, подтверждающую его право выступать как представителя фирмы.
Процедура регистрации
Помимо сбора вышеперечисленных документов, для получения регистрации юридического лица потребуется определить его адрес. По закону, юридическим адресом может являться адрес учредителя, если осуществляемая деятельность не будет затрагивать прав других жильцов и нарушать их.
Следующий шаг – оплата уставного капитала. Его минимальная сумма закреплена законодательно и составляет 10 тысяч рублей. Внести эту сумму можно как в момент регистрации, так и в следующие после неё 4 месяца, но не более. Кстати, не обязательно вносить деньги наличными – оплатить также можно ценными бумагами или вещами.
Далее, заполненное заявление, подписанное в присутствии нотариуса, и собранные документы подаются в отделение налогового органа по юридическому адресу будущей организации. После этого вам выдадут номер заявки. Подать документы также можно в МФЦ, по почте – ценным письмом с описью вложения, а также в электронном варианте. Законодательно установлен срок рассмотрения такого заявления – 5 рабочих дней. Если в самих документах и их оформлении не было допущено ошибок, то по истечении данного срока можно получить в налоговом органе свидетельство о постановке на учёт, а также свидетельство о государственной регистрации и выписку из ЕГРЮЛ. Данные документы, подтверждающие факт регистрации ЮЛ можно получить лично, либо по почте. Если же в документации обнаружатся ошибки, то, вероятнее всего, вы получите отказ в регистрации и придётся начинать всю процедуру сначала.
Нюансы регистрации обособленного подразделения ЮЛ
Как правило, необходимость регистрации обособленного подразделения ЮЛ возникает в связи с расширением организации. По закону, если подразделение открывается на длительный срок более 1 месяца и имеет одно или более рабочих мест, оно в обязательном порядке должно пройти государственную регистрацию. Сделать это необходимо не позднее, чем через 30 дней после открытия обособленного подразделения. Для этого необходимо:
-
Оформить приказ о создании обособленного подразделения с подписью руководителя;
-
Заключить договор аренды или купли-продажи помещения для филиала;
-
Оборудовать рабочие места и нанять сотрудников;
-
Подать в налоговую заявление по форме С-09-3-1(обязательно наличие цифровой подписи директора).
Через 5 дней документы о регистрации подразделения направляются в отделение ПФР по месту обслуживания головного офиса компании.
Стоит хорошо понимать, что процедура регистрации обособленного подразделения обязательна, его функционирование без регистрации грозит штрафом от 40 тысяч рублей. В случае просрочки регистрации штраф составляет 10 тысяч рублей.
Преимущества услуги регистрации ЮЛ
Как видно из вышеперечисленных нюансов, регистрация юридического лица – непростая процедура, основная сложность которой заключается в правильной подготовке и грамотном оформлении документов. Кроме того, необходимо потратить время и силы на открытие банковского счёта, разработку устава, оплату уставного капитала и т. д. Помимо времени, всё это требует хороших знаний в сфере юриспруденции, похвастаться которыми сегодня может далеко не каждый. В свою очередь, даже незначительные ошибки в документации могут привести к отказу в регистрации и оттянуть этот момент на долгие месяцы.
Обращение к компетентному юристу поможет сэкономить время, силы и нервы, поскольку он знает все правовые нюансы и подводные камни этой процедуры. Кроме того, опытный правовед, как правило, хорошо знает принципы работы государственных налоговых органов и может ускорить процедуру. Такой специалист или юридическая фирма помогут быстро с первого раза открыть ИП или ООО, даже если у вас нет специальных знаний для этого.
Зарегистрировать свой бизнес самостоятельно, разбираясь в особенностях ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и учась на своих ошибках, или воспользоваться помощью профессионалов – решать вам. А специалисты нашего портала будут всегда рады помочь вам, быстро ответив на любой вас вопрос, касающийся регистрации юридических лиц, в том числе ИП, ООО и обособленных подразделений. Консультации доступны в любое время суток, а их стоимость минимальна и по карману каждому. Кроме того, на нашем портале собраны только лучшие специалисты корпоративного права, с подтверждённой квалификацией и безупречным послужным списком.