Внедрение полисов ОСАГО, несмотря на все свои минусы и недостатки, положительно повлияло на порядок урегулирования ДТП. Если раньше было достаточно сложно получить компенсацию с виновника аварии, то сегодня данная процедура имеет четкий регламент и пострадавшая сторона практически всегда получает страховое возмещения. Конечно, на рынке встречаются недобросовестные страховые организации, бывают случаи банкротства и мошенничества. Нередко гражданам приходится отстаивать свое право на полновесную компенсацию в судебных инстанциях. Тем не менее система работает и выполняет свое предназначение.
Какие нововведения произошли в отрасли ОСАГО?
«Автогражданка» постоянно изменяется и совершенствуется, чтобы адаптироваться под меняющиеся условия.
Прежде всего, нужно отметить, что с конца апреля 2018 года парламентариями была утверждена законодательная норма, по которой страховые компании вправе производить натуральное возмещение по полисам ОСАГО. Впрочем, во многих случаях, водители сохранили право выбора между деньгами и ремонтом. Так, автовладелец может получить страховое возмещение в денежном эквиваленте при определенных обстоятельствах.
- Если автомобиль не может быть восстановлен (собственность гражданина полностью уничтожена).
- Если была повреждена или полностью уничтожена другая собственность (третьих лиц).
- Стоимость ремонтных работ не превышает 100 тысяч рублей.
- Стоимость ремонтных работ превышает 400 тысяч рублей.
- Потерпевший в результате инцидента получил тяжкий ущерб здоровью и получил инвалидность 1 или 2 группы.
Также, необходимо понимать, что законодательство разрешает водителям самостоятельно выбирать автосервис, на котором будет ремонтироваться их автомашина. При этом, необходимо будет заранее согласовать вопрос ремонта со страховой организацией.
В какую страховую организацию нужно обращаться при ДТП?
Пострадавший в ДТП имеет право обратиться в страховую компанию, где приобретал полис «автогражданки» при определенных обстоятельствах.
- Когда столкнулись 2 автомобиля (не более).
- Когда в результате ДТП не было пострадавших граждан (травмы, увечья).
- Когда у обоих водителей, попавших в ДТП, имеются в наличии полисы ОСАГО.
- Когда в результате дорожно-транспортного инцидента не была повреждена собственность третьих лиц.
Если обстоятельства аварии не соответствуют вышеназванным условиям, то выплата страхового возмещения будет происходить компанией, где была застрахована ответственность виновника аварии. Если же у водителя не оказалось «автогражданки», то страховое возмещение придется взыскивать при помощи судебной инстанции.
Если ДТП урегулируется посредством европротокола, застрахованный гражданин обязан сообщить страховой организации об инциденте в течение 5 суток.
Может ли виновник ДТП получить страховое возмещение по ОСАГО?
Действительно, граждане часто путают такие понятия, как страхование собственности и страхование ответственности. По ОСАГО страхуется ответственность гражданина перед другими людьми. То есть, если он стал виновником аварии, то ущерб, которые он нанес собственности других людей полностью или частично оплатит страховая организация. Напротив, чтобы застраховать свой автомобиль от различных бед и напастей, необходимо приобрести полис КАСКО.
Приобретая КАСКО, можно застраховать свой автомобиль не только на случай ДТП, а также от пожара, затопления, угона, хулиганских действий, удара молнии или падения дерева. От количества рисков будет зависеть и стоимость полиса КАСКО.
Что грозит автомобилистам, не имеющим полис ОСАГО?
Важно помнить, что ОСАГО, согласно законодательству, является обязательным видом страхования. Поэтому отсутствие полиса «автогражданки» является довольно серьезным правонарушением. Автомобилисты, уличенные сотрудниками ГИБДД в отсутствии полиса ОСАГО, будут обязаны оплатить штраф в размере 500-800 рублей. Более того, если водитель, не имеющий ОСАГО, будет признан виновником ДТП, то за все последствия аварии он будет платить из своих личных средств.
Также, без наличия действующего полиса ОСАГО, невозможно поставить автомобиль на учет в территориальных органах ГИБДД при смене собственника.
Когда виновник должен платить, даже имея полис ОСАГО?
Важно отметить, что существуют случаи, когда виновнику ДТП, даже имеющему полис ОСАГО, придется платить пострадавшему из своих личных средств.
- Лимит по полису «автогражданки» составляет 400 тысяч рублей если нет ущерба здоровью других людей. Если имеются физические травмы, то лимит может быть расширен до 500 тысяч рублей. Именно такую максимальную сумму может выплатить страховая организация по полису ОСАГО. Если ущерб превышает упомянутую сумму, то виновник будет выплачивать недостающие средства из своих личных денежных резервов.
- Если застрахованный гражданин допустил грубое нарушение правил дорожного движения, что и стало причиной аварии, то схема выплаты будет такой: сначала страховая организация выплатит компенсацию пострадавшему, а потом в судебном порядке потребует, чтобы виновник погасил оплаченную сумму страховщику.
Что выбрать — ремонт или деньги?
В ряде ситуаций потерпевшие в результате ДТП граждане имеют право выбирать различные формы страхового возмещения – в виде денежных средств или ремонта автомобиля.
Можно отметить, что в каждом виде возмещения есть свои достоинства и недостатки. Если человек выбирает компенсацию в натуральном виде, а именно, ремонт автомобиля производит автосервис, сотрудничающий со страховой компанией, автовладельца ждут следующие нюансы.
- Гражданин не сможет контролировать ход ремонтных работ, что чревато сговором страховщика и автосервиса, который может вылиться в некачественные результаты проведенного ремонта.
- Тем не менее автовладелец имеет право выбора автосервиса из предложенных страховщиком вариантов. Кроме того, если автомобиль не старше двух лет, то его можно будет отремонтировать в официальном дилерском центре.
- В будущем планируется убрать показатели износа запчастей из расчета с автосервисом. Таким образом, вместо поврежденных деталей автомобиль будет комплектоваться новыми запчастями.
Если человек выбирает вариант с денежной компенсацией, то его ждут следующие нюансы.
- Автовладелец самостоятельно выбирает СТО и лично контролирует весь процесс ремонта.
- При выплате компенсации, сумма страхового возмещения высчитывается с учетом амортизации. Таким образом, человеку придется искать подержанные (и более дешевые) запчасти и детали или добавлять свои деньги для покупки новых.
Что делать, если страховщик оказался недобросовестным?
К сожалению, в страховой сфере (как и везде, где есть оборот денег) нередко можно встретить недобросовестных и нечистоплотных граждан. При этом нечестную «игру» могут вести как страховые организации, так и мошенники из числа клиентов.
Страховщики имеют достаточно много возможностей и способов борьбы с мошенниками, а вот простые граждане зачастую не знают, как отстоять свои права в споре со страховой организацией. Обычно поводом для недовольства гражданина могут быть такие причины, как попытки отказа от выплаты страховой компенсации, затягивание сроков или занижение суммы возмещения.
Если гражданин уверен в своей правоте, он имеет право добиваться справедливости при помощи предъявления досудебной претензии, рассылки жалоб в контролирующие органы, а также обращения в судебную инстанцию. При этом, крайне важно сначала проконсультироваться с профессиональным юристом, чтобы оценить ситуацию и просчитать шансы на успех. Лишь после этого стоит начинать борьбу.
Как провести досудебное урегулирование со страховой организацией?
Чтобы попробовать урегулировать конфликт в досудебном порядке, нужно написать соответствующую претензию на имя руководителя страховой компании. В этом документе необходимо подробно изложить все обстоятельства с отсылками на нормы законодательства и положения страхового соглашения. Также, важно указать, что в случае, если страховая компания не удовлетворит требования гражданина, то он будет вынужден обращаться в судебную инстанцию.
Досудебный способ урегулирования конфликта со страховой компанией часто дает быстрый и положительный результат. Однако, важно понимать, что профессионально написанная претензия произведет большее впечатление на страховщиков, нежели малограмотный текст с неправильными аргументами. Поэтому, для подготовки данного документа стоит привлечь профессионального юриста. В этом случае шансы на успех существенно возрастут, как, собственно и в любом деле, где усилия прилагает профессионал.
Подача досудебной претензии не является обязательной. Автовладелец имеет право сразу обращаться в судебные органы. Однако, разрешив конфликт при помощи досудебного урегулирования можно сэкономить много сил и средств. Кроме того, если автовладельцу все-таки придется обращаться в судебную инстанцию, по попытки досудебного разрешения конфликта будут засчитаны судьей в пользу автовладельца. А вот нежелание страховой организации идти навстречу гражданину однозначно произведет негативное впечатление на судью.
Как подготовиться к судебному разбирательству со страховой компанией?
Подготовка к судебному разбирательству – достаточно трудоемкий процесс, который включает в себя сбор документов и подготовку искового заявления. Как правило, автовладельцу для рассмотрения судебного дела необходимо предоставить такие документы, как паспорт, страховой полис, соглашение о страховании, финансовые и медицинские документы, справка о ДТП, досудебная претензия и результаты профессиональных независимых экспертиз.
Важно помнить, что судья выносит решение только на основании предоставленных документов. Поэтому, важно предъявить ему как можно более полный пакет документов, доказывающих правоту автовладельца.
Более того, самым важным документом станет исковое заявление. Желательно, чтобы текст иска подготовил профессиональный юрист, так как в документе необходимо не только расписать обстоятельства произошедшего конфликта, но и сделать грамотные ссылки на действующее законодательство и нормы договора о страховании. Также, в документе должны присутствовать адекватные, обоснованные законодательством, требования к страховой организации по выплате полновесной компенсации. Обязательно нужно указать стоимость иска – сумму, которую гражданин рассчитывает получить от страховщиков, а также описать методику расчета.
В конце искового заявления необходимо сделать перечисление документов, которые автовладелец намерен к нему приложить.
Нередко необходимые для процесса документы могут оказаться в распоряжении страховой организации. В этом случае, водитель должен написать ходатайство о том, чтобы компания предоставила искомые бумаги в распоряжения судебной инстанции. Если судья посчитает, что данные документы важны для рассмотрения дела, то на основании ходатайства он отправит требование к страховщику о предоставлении необходимых бумаг.
Как проходит судебное разбирательство со страховой организацией?
Как правило, на первом заседании судья знакомится с материалами дела. Обе стороны процесса могут представить на рассмотрение судебного органа дополнительные доказательства, представить в качестве свидетелей других граждан или экспертов.
В последующие заседания судья рассмотрит аргументы, доводы и доказательства сторон, на основании чего вынесет решение. Проигравшая сторона имеет право оспорить вердикт в судебном органе более высокой инстанции. Если же апелляции не последовало, то автовладелец через некоторое время получит исполнительный лист, на основании которого страховая организация должна выполнить решение судебной инстанции. Если страховщики снова затягивают с исполнением судебного вердикта, то гражданину придется обратиться за помощью в службу судебных приставов.
Какие сложности могут возникнуть на судебном процессе?
Чаще всего автомобилисты выигрывают такие дела, однако для успешного разрешения подобной конфликтной ситуации необходимо заручиться поддержкой профессионального юриста или адвоката. Дело в том, что в страховых компаниях, как правило, работает целый штат опытных правоведов, имеющих большой опыт ведения подобных судебных разбирательств. Поэтому без серьезной юридической поддержки выиграть судебный процесс против страховой организации будет очень сложно.
При этом, не рекомендуется давать свою доверенность первому попавшемуся автоюристу из интернета. Дело в том, что среди них немало мошенников, которые предпочитают работать не столько в интересах клиента, сколько желают наполнить собственный «карман».
Поэтому, при спорах со страховыми компаниями, желательно обратиться в известную юридическую компанию, которая дорожит своей репутацией. Профессиональные юристы помогут автовладельцу собрать документы и подготовить досудебную претензию. В случае необходимости, они представят интересы клиента в ходе судебного разбирательства.