С 2014 года в страховом законодательстве действуют нормы, согласно которым, страховые организации обязаны выплачивать неустойку в случае нарушения или несоблюдения сроков выплаты страхового возмещения. Размер неустойки зависит от суммы компенсации и сроков опоздания.
Стоит отметить, что до появления ОСАГО вопрос урегулирования ДТП был достаточно сложным и непредсказуемым. Очень часто виновники аварии попросту прятались от потерпевших и не торопились выплачивать справедливую денежную компенсацию за свои действия. При том, что в системе ОСАГО существует множество недочетов и спорных моментов, сегодня она в основном выполняет свое предназначение. А именно, потерпевшие граждане не остаются без выплат в случае ДТП.
Также, важно отметить, что стоимость полиса ОСАГО зависит от нескольких причин, таких как стаж вождения, период безаварийной езды, регион регистрации автомобиля, а также мощность транспортного средства. Важно понимать, что сумма возмещения в России является единой, несмотря на то, что водители из Москвы и Санкт-Петербурга платят за полис ОСАГО гораздо большую сумму, чем автовладельцы из Новороссийска или Махачкалы. Это обусловлено тем, что в крупных городах чаще случаются аварии, да и процент дорогостоящих автомобилей выше.
Согласно законодательству, лимит выплат по полису ОСАГО составляет 400 тысяч рублей при повреждении только транспортных средств. Если имело место нанесение ущерба здоровью, то лимит может быть увеличен до 500 тысяч рублей.
Если виновник дорожно-транспортного происшествия наносит ущерб, превышающий эту сумму, то он должен возместить разницу из своих личных средств.
Согласно требованиям законодательства, страховая организация должна осуществить выплату страхового возмещения в течение 20 дней с момента, когда ей был передан полный пакет документов по случившемуся ДТП.
Встречаются ситуации, когда страховая компания не выплачивает компенсацию в положенные 20 дней, а когда человек пытается разобраться в ситуации, ему говорят, что комплект документов был неполным. Это считается грубым нарушением законодательства со стороны страховщика. Если менеджеры компании обнаружили, что гражданин предоставил не весь комплект документов, то они должны немедленно уведомить человека о данной «недостаче» и попросить принести необходимые бумаги.
Впрочем, если водитель не может или не желает предоставлять документы, утвержденные нормами законодательства, или выясняется, что бумаги фальшивые, то со страховщика снимается не только обязанность по выплате неустойки, но и любого страхового возмещения. Такая же ситуация произойдет, если водитель не предоставляет свое транспортное средство для осмотра или несвоевременно сообщает о ДТП.
Что такое неустойка?
Если рассмотреть нормы законодательства, то можно выяснить, что неустойкой называется денежная сумма, которую одна сторона обязуется выплатить другой, если условия заключенного соглашения не были выполнены в полном объеме по вине первой стороны. Неустойку по ОСАГО выплачивает страховая организация, которая допустила задержку (просрочку) по страховой выплате. Обычно такая ситуация происходит, когда по каким-то причинам страховая компания слишком долго рассматривает документы водителя. Впрочем, не всегда стоит искать подвох при таких обстоятельствах. Бывает, что страховщик намеренно ведет себя недобросовестно, а бывает, что проблема кроется в техническом сбое или недостатке сотрудником из-за сезона отпусков.
Как происходит расчет суммы неустойки по ОСАГО?
Обычно сумма неустойки рассчитывается согласно установленной форме. Неустойка = количество дней просрочки х (1 : 75) ставка рефинансирования х сумма возмещения (предусмотрена договором) : 100. Нужно понимать, что день, когда была оформлена платежная квитанция также должен быть учтен в расчетах. Во время ремонта автомобиля также могут произойти определенные накладки, однако сроки выполнения работ, а также качество их исполнения находятся в зоне ответственности страховой организации.
Еще один важный нюанс. Сумма неустойки рассчитывается исходя из конкретной суммы, которую задолжала страховая организация. То есть, если через 30 дней страховщики не выплатили ни единого рубля, то неустойка будет рассчитана от полной суммы выплаты. Если же определенные деньги были выплачены (но не полная сумма), то неустойка будет рассчитана из суммы остатка, недополученного гражданином.
Кроме того, сумма неустойки, согласно законодательству, не может превышать общую страховую сумму, положенную к выплате. Обычно требование о выплате неустойки подается во время досудебного разбирательства со страховой организацией. В заявлении, в котором гражданин требует выплаты неустойки необходимо сразу же прописать реквизиты для перечисления средств.
Сроки для выплаты неустойки необходимо прописать в страховом соглашении. Однако, нередко страховщики «случайно» упускают эту норму. Впрочем, это не критично. После того, как пройдет 30 дней с момента принятия соответствующего решения, гражданин может подавать досудебную претензию в страховую компанию или сразу обратиться с исковым заявлением в судебную инстанцию.
Как решить вопрос о выплате компенсации и неустойки без судебного разбирательства?
Подача досудебной претензии является отличной возможностью урегулировать конфликтную ситуацию без привлечения судебных органов. Данный этап не является обязательным, однако он будет очень полезен в случае судебного разбирательства. Если страховая организация проигнорирует досудебную претензию или напишет формальную отписку, этот факт судебная инстанция однозначно истолкует не в пользу страховщика.
С одной стороны, написать досудебную претензию может любой гражданин. Однако, для того, чтобы подготовить действительно весомый документ, необходимо разбираться в законодательстве. В претензии, которая отправляется на имя руководителя страховой организации, необходимо подробно описать обстоятельства дела с отсылками на нормы действующего законодательства и положения страхового договора (с указанием соответствующих статей). Также, в бумаге гражданин должен потребовать у страховой организации выполнения его законных требований. Важно добавить, что водитель будет вынужден обратиться в судебную инстанцию и написать жалобы в контролирующие органы, если его требования будут проигнорированы.
Это достаточно сложная работа, поэтому будет весьма разумно привлечь к написанию досудебной претензии профессионального юриста.
Часто подача досудебной претензии дает быстрые положительные результаты. Однако, в этой ситуации большое значение имеет «качество» исполнения самой претензии. Если документ составлен неправильно, то страховщик поймет, что имеет дело с неграмотным человеком, от которого можно легко отделаться. Когда претензия отличается четкостью изложения и аргументации, то руководство страховой компании скорей всего предпочтет не доводить дело до суда, так как судебный процесс будет заведомо проигрышным.
Как проходит судебное разбирательство со страховой компанией?
Важно понимать, что в каждой страховой компании работают профессиональные юристы, которые прекрасно разбираются в законодательстве и часто принимают участие в судебных разбирательствах. Поэтому, начиная судебный процесс против страховой организации, нужно привлечь в помощники грамотного юриста.
Для начала необходимо будет составить два исковых заявления, которые будут направлены в судебную инстанцию. Одно заявление будет содержать требование о выплате положенного страхового возмещения. Во втором будет прописана необходимость перечислить в пользу гражданина неустойку. Оба исковых заявления будут рассматриваться в рамках одного судебного процесса.
В исковых заявлениях обязательно необходимо изложить суть и обстоятельства конфликтной ситуации со страховой организацией. Важно сделать отсылки на законодательные нормы и положения страхового соглашения, которые были нарушены страховщиком. К исковому заявлению необходимо приложить документы, способные прояснить ситуацию. К ним относятся такие бумаги, как справка о ДТП, результаты осмотра автомобиля независимыми экспертами, а также финансовые документы, подтверждающие затраты водителя. Все прилагаемые документы необходимо перечислить в исковом заявлении.
Стоит отметить, что при грамотной подготовке, судебные органы чаще выносят решения в пользу граждан. Обычно процесс длится достаточно быстро, а страховщик должен выплатить компенсацию и неустойку в течение 10 дней после окончания судебного разбирательства.
Можно ли потребовать у страховщика выплаты пени?
В случае, если страховая организация затягивает время с выплатой, то можно потребовать, чтобы она выплатила гражданину пеню за задержку. Если компания должна перечислить гражданину денежное возмещение, то за каждый день просрочки компания должна будет отчислять 1% от общей суммы задолженности. Если же страховщик задерживает ремонт автомобиля, то пеня будет начисляться исходя из 0,5% в сутки от общей суммы долга.
Если для получения страхового возмещения гражданину придется обращаться в судебную инстанцию, то кроме неустойки он получит и пени за период просрочки. Чем дольше страховая организация будет тянуть время с выплатой, тем больше ей придется заплатить в итоге.
Важно помнить, что для успешного получения компенсации гражданин должен действовать в рамках законодательства. Он обязан вовремя оповестить страховую организацию о случившемся ДТП, своевременно предоставить все необходимые документы и организовать осмотр поврежденной собственности. Часто, именно ошибочные или несвоевременные действия водителя становятся удобным поводом для страховой компании, чтобы оформить отказ в выплате страхового возмещения.
Так, например, предоставить автомобиль для осмотра необходимо в течение 5 дней. Более того, в 15-дневный период поврежденную машину нельзя ставить на ремонт или утилизировать. В противном случае страховщик может отказать в выплате компенсации.
Споры со страховыми компаниями сегодня далеко не редкость. Чтобы повысить свои шансы на успех, сэкономить свои силы и время, гражданину лучше обратиться к профессиональным юристам. Они помогут собрать необходимую документацию и подготовят досудебную претензию. А если дело дойдет до судебного разбирательства опытные специалисты представят интересы гражданина в процессе против страховой организации.