Для того чтобы законно прекратить деятельность предприятия и оформить данный факт официально проводится процедура ликвидации. Ликвидировать предприятие можно по решению учредителей, но только в том случае, если оно не имеет долгов, которые не может погасить. Ликвидационный баланс составляют как раз для того, чтобы подтвердить отсутствие долговых обязательств. Он подаётся в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту регистрации организации. О том, что представляет собой данный документ и как его правильным образом составить, мы обсудим в этой статье.

Процедура ликвидации, как способ окончательного закрытия предприятия подробно и поэтапно изложена в Гражданском кодексе РФ. Там перечислены правила прохождения этого процесса и его порядок. Для проведения ликвидации оформляется ряд документов, каждый из которых должен достичь определённой цели. Так, например, ликвидационный баланс отображает реальное финансовое положение компании до расчёта по счетам с кредиторами и после него. Согласно 63 статье ГК РФ оформление ликвидационного баланса является обязательной процедурой. Именно данный документ служит достаточным основанием для принятия специалистами ФНС РФ решения о закрытии организации путём её ликвидации.

Ликвидационный баланс. Виды

Этот документ может быть представлен в двух видах, которые различаются по назначению и содержанию.

Промежуточный ликвидационный баланс

Порядок составления данного документа регламентирует пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса. Его составляют уже после сбора всех данных о требованиях кредиторов и размере задолженности. Благодаря этому документу можно без проблем определить в каком финансовом положении находится предприятие и каков объём имеющейся задолженности. Если в результате рассмотрения ликвидационного баланса выясняется, что предприятие несостоятельно, процедура ликвидации предприятия прекращается и инициируется его банкротство.

Составлять ликвидационный баланс должна ликвидационная комиссия, которая специально создаётся для этой цели. Сроки составления –спустя 2 месяца после публикации сведений о ликвидации в печатном СМИ «Вестник государственной регистрации». Утверждением промежуточного баланса занимаются учредители (участники) юридического лица. Это можно сделать, разместив в правом верхнем углу документа гриф утверждения с подписями учредителей, либо оформив протокол общего собрания учредителей. По закону, промежуточный ЛБ не нужно предоставлять в налоговую службу. Сдаче подлежит только нотариально заверенное уведомление, составленное по форме Р15001.

Ликвидационный баланс

Этот документ оформляется уже после удовлетворения всех требований кредиторов. Он подтверждает факт отсутствия у организации каких-либо долгов и даёт основание для закрытия предприятия. Итоговый ликвидационный баланс также должен быть заверен учредителями. Образец решения по утверждению итогового ликвидационного баланса идентичен образцу решения по предварительному. Итоговый баланс предоставляется в региональное отделение ФНС РФ по месту регистрации организации. К нему должны быть приложены следующие документы:

  • Решение о его утверждении;
  • Заявление на регистрацию ЮЛ в связи с его ликвидацией по форме Р16001.

Важно, чтобы данные, касающиеся кредиторской задолженности предприятия и его активов, совпадали в обоих балансах. В противном случае ФНС откажет в ликвидации организации.

Формы ликвидационных балансов

Законодательство РФ не выделило конкретные формы для оформления промежуточного и итогового ликвидационного баланса. Поэтому в процессе оформления за основу, как правило, берётся форма № 1 обычного бухгалтерского баланса. Она была утверждена Приказом Минфина № 66-н от 02.07.2010. Однако оформление ликвидационных балансов всё же имеет некоторые нюансы.

2 и 6 пункты 63 статьи Гражданского кодекса определяют, что помимо данных о финансовом положении организации ликвидационные балансы также должны содержать данные о её кредиторах. Форма №1 этого не предусматривает. Поэтому вышеуказанные данные, в том числе размер задолженности каждому кредитору, необходимо вписывать в документ в произвольной форме. Также допускается оформление отдельного документа с этими сведениями, как приложения к основному бланку.

При оформлении промежуточного баланса в бланке указываются все требования кредиторов, а итогового – данные об их выполнении. Хотя форма № 1 рекомендуется для оформления данного документа, её использование не обязательно, главное – соблюсти требования по содержанию документов.

Образец заполнения документа

Чтобы корректно заполнить ликвидационный баланс, необходимо собрать точные и достоверные сведения о финансах компании за последнее время. К ним относятся данные:

  • об активах предприятия, включая оборудование и транспорт;
  • О недвижимости, находящейся в собственности организации;
  • О денежных вложениях, включая кратко-и долгосрочные;
  • О нематериальных средствах, находящихся в распоряжении организации;
  • О расходах и запасах компании;
  • По дебиторской задолженности;
  • О выданных в счёт оплаты труда или поставки услуг авансах;
  • О финансовых средствах на счетах ил в кассе компании.

Образцы составления промежуточного и итогового баланса вы можете найти здесь, на нашем портале. Также вам следует знать, что в случае отсутствия имущества у организации и её активности, а также когда убытки равны уставному капиталу, заполняется нулевой ликвидационный баланс.

Нюансы оформления и заполнения этих документов могут различаться, в зависимости от обстоятельств, в которых оказалось предприятие. Если у вас остались вопросы или вы хотите получить актуальную и полезную консультацию по теме, изложите свои обстоятельства в форме для вопроса нашим юристом. Ответ вы получите уже в течение 15 минут, при этом помощь доступна круглосуточно из любой точки страны.

Автор: Юридическая Платформа
20 ноября 2017 г.
актуальных юридических новостей и статей из авторского блока!