Минфин и Центробанк готовят расширение тарифного коридора «автогражданки». Кроме того, страховые компании получат возможность самостоятельно устанавливать значения коэффициентов. Эксперты отмечают, что данные шаги свидетельствуют о намерении провести поэтапную либерализацию отрасли ОСАГО.
Минфин и Центробанк разрабатывают дорожную карту по реформированию рынка ОСАГО. Пока нет полной информации о полном списке нововведений. Однако, нет сомнений в том, что полис «автогражданки» вновь будет дорожать. Дело в том, что страховщики давно жалуются на высокую убыточность данного вида страхования.
Эксперты считают, что резкого роста стоимости полисов «автогражданки» ожидать не стоит. Вряд ли государство резко отпустит тарифы в свободное плавание. Центробанк намерен установить предельную стоимость ОСАГО, чтобы страховые компании не смогли необоснованно взвинтить цены. Впрочем, тарифный коридор в любом случае будет увеличен.
Кроме того, регуляторы установят и нижнюю планку стоимости «автогражданки», чтобы недобросовестные страховщики не имели возможности устроить недобросовестный демпинг, а потом исчезнуть с деньгами клиентов.
Коэффициенты, на которые умножают базовую стоимость полиса (в зависимости от стажа, периода безаварийной езды, региона и мощности автомобиля) сегодня находятся в ведении Центробанка. Однако в будущем их смогут устанавливать сами страховые компании. Скорей всего фиксированным останется только коэффициент «бонус-малус».
Отмечается, что реформа рынка ОСАГО будет проходить в несколько стадий. На втором этапе, говорят специалисты, верхняя планка тарифов по «автогражданке» будет убрана. Правда, это произойдет только через несколько лет.
Страховые компании заявляют, что рост цен на полисы ОСАГО будет временным, да и коснется не всех. В качестве примера приводят опыт Германии, где также была проведена либерализация рынка автогражданки. После того, как цены были отпущены, сыграли механизмы конкуренции, и средняя стоимость полисов упала на 20-25 процентов.
Впрочем, эксперты отмечают, что нельзя сравнивать рынки Германии и России. В регионах сегодня активно действуют недобросовестные автоюристы и мошенники, которые могут дестабилизировать рынок. Более того, не исключен вариант, когда вместо свободной конкуренции, рынок пойдет по пути сговора с целью необоснованного повышения тарифов.