ЦБ не в состоянии достаточно эффективно противостоять различным фальсификациям при переводе накоплений граждан из одного негосударственного пенсионного фонда в другой. Такой вывод можно сделать, исходя из ответа регулятора на жалобы граждан.
Только за 2017 год Центробанк получил более 8 тысяч жалоб, связанных с действиями НПФ. По сравнению с прошлым годом их количество увеличилось в 5 раз. Россияне жалуются на то, что их накопления переводят из одного НПФ в другой без их ведома, либо наоборот заявления о переводе игнорируются. Также, недовольство граждан вызывает потеря инвестиционного дохода, о которой фонды не предупреждают.
Эксперты говорят, что регулятор может привлечь НПФ к административной ответственности за подобные манипуляции. Однако, как правило, их можно обнаружить только в начале апреля следующего года, когда ПФР рассматривает поданные заявления и принимает по ним решения. Часто к этому моменту истекает срок давности для привлечения НПФ к ответственности.
Таким образом, у граждан остается один вариант действий – подача искового заявления в судебную инстанцию. Однако, большинство владельцев пенсионных накоплений не готовы тратить свои силы и время на судебный процесс. «На это и рассчитывают недобросовестные НПФ», – констатируют представители Центробанка.
Эксперты считают, что ЦБ мог бы более жестко бороться с пенсионными фондами, вплоть до приостановления лицензии в случае массовых жалоб. Однако этого не происходит.