Закон, призванный защитить граждан от произвола чересчур активных коллекторов, оказался бесполезным. Документ вступил в силу с начала этого года, и за полгода количество жалоб на взыскателей возросло более, чем на 60%.
Угрозы здоровью и жизни, порча имущества и грубое общение – количество жалоб на произвол коллекторов за полгода действия закона растет и уже превышает 200 обращений. Если в 2016 году доля таких действий составляла 10%, то к июню 2017 достигла почти 20%. Чаще всего жалобы подают на МФО и, связанных с ними коллекторов, не состоящие в реестре ФССП.
По статистике ОНФ «За права заемщиков», новый «антиколлекторский» закон оказался практически «беззубым». Отношение правоохранительных органов к методам «выбивания» долгов не изменилось. Буквально несколько агентств, не входящих в реестр ФССП, было оштрафовано за незаконную деятельность.
Так, эксперты приводят одну из лазеек в законодательстве. По закону коллектор не может общаться с должником чаще 1 раза в день, 2 раз за полную неделю и 8 раз в месяц. Но уже сейчас банки нашли способ обойти эту норму. В законе есть указание на то, что банк и заемщик могут самостоятельно оформить соглашение о периодичности общения. Некоторые банковские организации заранее, еще в кредитном договоре, прописывают себе «удобные» полномочия, чтобы обеспечить общение с должником на своих условиях.
Впрочем, регулятор просит не торопиться с выводами. По мнению чиновников, должно пройти время, чтобы сделать выводы, какие нормы законодательства нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
В 2016 году банки продали коллекторам почти 500 млрд рублей задолженностей. Однако, за шесть месяцев 2017 года продажи долгов сократились на треть.
17
июля