Работаю в магазине обуви, возникла ситуация, покупатель требует возврата денег за дорогие сапоги. Обвиняет нас в том ,что мы не дали ему инструкцию по уходу за такой обувью. Скажите, пож-та, есть ли наказание для продавцов не отдавшим потребителю документы к предоплаченному товару?
15 ноября 2017 14:12
Владислав Богажков
Москва
Ответы юристов (1)
245Ответов3Статьи
8Отзывов
Здравствуйте!
У работодателей в сфере торговли в подобных случаях, как у Вас применяется правило «Отвечай перед покупателем… сам!»
Как же по закону?
Торговые работники, к числу которых относятся и кассиры, и продавцы, и менеджеры торгового зала, и администраторы, согласно ст. 243 и 244 ТК РФ, несут полную материальную ответственность. Их должности и функции включены в «Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности», утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 (далее – Постановление Минтруда № 85).
При возникновении у работодателя материального ущерба, в том числе по причине возврата денег за товар работодатель может, используя рычаги, предоставленные ТК РФ, взыскать полную сумму ущерба с виновных материально-ответственных лиц или частично сумму ущерба в размере среднего заработка с других виновных работников, не несущих в силу закона полной материальной ответственности. Но это – теория.
На практике привлечь работника к материальной ответственности в вышеописанном случае невозможно. И причины этого таковы:
Невозможность для работодателя доказать в суде наличие материального ущерба.
Невозможность доказать причинно-следственную связь между невыполнением продавцом обязанности предоставить информацию о товаре на бумаге и возникновением у организации-работодателя материального ущерба. В магазинах, как правило, применяется полная коллективная материальная ответственность работников.
Правильное применение норм ТК РФ в описанной ситуации не приведет к законному привлечению Вас к материальной ответственности. Даже понеся материальный ущерб, работодатель не сможет на практике взыскать его с Вас в законном порядке.
Другое дело – применение дисциплинарной ответственности. В данном случае привлекая сотрудника, согласно требованиям ст. 193 ТК РФ, к вполне законному виду ответственности, работодатель одновременно сможет и «наказать Вас рублем», если уменьшение размера премии в зависимости от наличия дисциплинарного взыскания в отчетном периоде предусмотрено локальным актом организации-работодателя. В случае же наличия системы оплаты труда без премий указанный метод воздействия на Вас не окажет должного влияния, но создаст работодателю возможность уволить впоследствии, если Вы будете наказываться за подобные нарушения неоднократно, по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
У работодателей в сфере торговли в подобных случаях, как у Вас применяется правило «Отвечай перед покупателем… сам!»
Как же по закону?
Торговые работники, к числу которых относятся и кассиры, и продавцы, и менеджеры торгового зала, и администраторы, согласно ст. 243 и 244 ТК РФ, несут полную материальную ответственность. Их должности и функции включены в «Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности», утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 (далее – Постановление Минтруда № 85).
При возникновении у работодателя материального ущерба, в том числе по причине возврата денег за товар работодатель может, используя рычаги, предоставленные ТК РФ, взыскать полную сумму ущерба с виновных материально-ответственных лиц или частично сумму ущерба в размере среднего заработка с других виновных работников, не несущих в силу закона полной материальной ответственности. Но это – теория.
На практике привлечь работника к материальной ответственности в вышеописанном случае невозможно. И причины этого таковы:
Невозможность для работодателя доказать в суде наличие материального ущерба.
Невозможность доказать причинно-следственную связь между невыполнением продавцом обязанности предоставить информацию о товаре на бумаге и возникновением у организации-работодателя материального ущерба. В магазинах, как правило, применяется полная коллективная материальная ответственность работников.
Правильное применение норм ТК РФ в описанной ситуации не приведет к законному привлечению Вас к материальной ответственности. Даже понеся материальный ущерб, работодатель не сможет на практике взыскать его с Вас в законном порядке.
Другое дело – применение дисциплинарной ответственности. В данном случае привлекая сотрудника, согласно требованиям ст. 193 ТК РФ, к вполне законному виду ответственности, работодатель одновременно сможет и «наказать Вас рублем», если уменьшение размера премии в зависимости от наличия дисциплинарного взыскания в отчетном периоде предусмотрено локальным актом организации-работодателя. В случае же наличия системы оплаты труда без премий указанный метод воздействия на Вас не окажет должного влияния, но создаст работодателю возможность уволить впоследствии, если Вы будете наказываться за подобные нарушения неоднократно, по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
20 ноября 2017 г. в 13:34